Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Далекое и близкоеСоздан: 30.01.2012Статей: 39Автор: miroslavaПодписатьсяw

Эволюция образов Анатоля Курагина и Долохова в романе Толстого «Война и мир», часть 2

Обновлено: 27.05.24 13:10 Убрать стили оформления

Эволюция образов Анатоля Курагина и Долохова в романе Толстого «Война и мир», часть 2

В окончательной версии романа не совсем понятны причины, толкнувшие Долохова на помощь Анатолю при попытке похищения Наташи. Вроде бы эта девушка ему ничего плохого не сделала, почему же он захотел опозорить ее? Ведь он понимал последствия похищения и фальшивого венчания для репутации Наташи. Она была бы опозорена навеки и стала изгоем. Тем не менее он согласился помочь Анатолю увезти Наташу и, более того, все организовал для него, потому что с самого начала было ясно – глуповатый Анатоль совершенно не способен ничего организовать. Причины, по которым Долохов пошел на этот поступок, остались тайной. Долохов – один из самых «непроницаемых» персонажей в романе. Толстой ни разу не позволил нам заглянуть в его мысли. Так что приходится строить догадки. Поэтому можно предположить, что Долохов помогал Анатолю, чтобы держать его всегда в своей власти. Анатоль нужен был игроку и шулеру Долохову, потому что ему были:

«нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей».

(«Война и мир», том 2, часть 5, глава 11)

Кроме того, вполне возможно, что для такой жестокой натуры, как Долохов, этот поступок с Наташей был своеобразной попыткой поразвлечься. По многим пассажам романа, касающимся этого персонажа, становится ясно, что он часто скучал обыкновенной жизнью и старался эту скуку развеять жестокими выходками. Вот как это показано глазами Николая Ростова в романе, в сцене, где Долохов обыгрывает Николая:

«Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

(«Война и мир», том 2, часть 1, глава 13)

В результате можно предположить, что перед попыткой похищения Долохову просто начала наскучивать его относительно спокойная жизнь в Москве, и он ухватился за предложение Анатоля похитить Наташу, как за хорошее средство развлечь себя. То, что это было жестоко по отношению к Наташе, только увеличивало степень его развлечения.

А вот в черновиках никаких предположений читателю уже не надо строить. Толстой определенно пишет о том, что на жестокий поступок по отношению к Наташе и вообще ко всей семье Ростовых Долохова толкнуло поведение Сони в театре, куда он явился в персидском костюме после своих персидских похождений. Впрочем, сначала Толстой написал сцену, где Наташа в театре сидит одна, Соня по какой-то причине не поехала в театр, Долохов замечает Наташу в ложе и пытается через нее выведать что-то о своей прежней пассии:

«В антракте Долохов, необыкновенно похорошевший, с приемами презрительной уверенности стоявший в середине театра, не спуская глаз, смотрел в их ложу. Наташа поняла, что он искал Соню. К ним вошел знакомый москвич, с которым говорил Долохов (Наташа заметила это), и стал спрашивать о семействе и о Соне, где она? приедет ли она? Наташа поняла, что он был подослан Долоховым...»

(Из черновиков к роману «Война и мир»).

Позднее, впрочем, в черновиках Толстой пишет другую сцену, где Соня уже вместе с Наташей в театре (так было и в окончательной версии романа). Но как она ведет себя, увидев Долохова? В окончательной версии она просто покраснела, увидев прежнего ухажера, а сам Долохов то ли не заметил ее, то ли не пожелал заметить:

«Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него, столпившись, стояла самая блестящая московская молодежь, и он, видимо, первенствовал между ними.

Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.

— Узнала? — спросил он. — И откуда он взялся, — обратился граф к Шиншину, — ведь он пропадал куда-то?

— Пропадал, — отвечал Шиншин. — На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова; ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan[Персиянин Долохов], да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь, — говорил Шиншин. — Долохов да Курагин Анатоль — всех у нас барынь с ума свели».

(«Война и мир», том 2, часть 5, глава 8).

А вот как сцена встречи Сони и Долохова в театре подана в черновиках:

«Когда он, стоя в первых рядах кресел рядом с Анатолем, в первый раз увидал в бенуаре прежнюю любовь Соню, гадливо отвернувшуюся от него, и поразившую не его одного Наташу, у него дернулись губы, как они дергались в то время, как он вызывал Ріеrr'а, приказывал запереть купца итопил своих в Аустерлицком льду».

 

(Из черновиков к роману «Война и мир»).

 

Тут уже ясно, что Долохов заметил Соню в театре, но заметил и то, что она «гадливо» отвернулась от него. А как Соня могла не отвернуться от него «гадливо», если в черновиках, где описана эта сцена, описано также, что по всей Москве ходили слухи об его «подвигах» в Финляндии, где он совратил, а потом жестоко избил дочь пастора, да еще и убил на дуэли кузена князя Андрея.

 

«Долохов в нынешнем году только опять появился в Москве, из которой он пропал вскоре после того, как объиграл Ростова. Рассказывали, что в этом году он объиграл еще купца и когда купец объявил, очнувшись на другое утро, что он был опоен дурманом и платить не намерен, то Долохов, ничего не сказав купцу, кликнул людей, велел приготовить вексельной бумаги и селедки в пустую комнату и запер туда купца. Рассказывали, что через три дня, во время которых купцу не давали пить, вексель был подписан и купец выпущен. Но купец подал жалобу и, несмотря на сильную защиту, которую успел найти Долохов, он был выслан из Москвы и ему угрожали разжалованием, ежели он не вступит в службу. Рассказывали, что он поступил капитаном в финляндскую армию. В Финляндии их полк не был в деле, и он, как всегда умевший быть в связи с людьми высшими себя по состоянию и положению, жил вместе с князем Иваном Болконским, двоюродным братом Андрея. Оба стояли у пастора и оба влюбились в его дочь. Долохов, прикидываясь только влюбленным, давно уж был любовником пасторской дочери. Болконский, узнав это, стал упрекать Долохова. Долохов вызвал его и убил. В тот же вечер пасторская дочь с упреками и угрозами пришла к нему. Он прогнал и избил ее.»

(Из черновиков к роману «Война и мир»).

В окончательной редакции романа про пребывание Долохова в Финляндии и про его поведение там нет ни слова. В окончательном варианте Толстой пишет только о пребывании Долохова на Кавказе и в Персии. Да еще о самых неопределенных слухах об его приключениях там. Так что понятно, что Соня всего лишь покраснела, увидев его в театре. А вот в черновиках она уже просто не могла отвернуться от него, да еще и «гадливо», потому что в черновиках Долохов показал себя в Финляндии последним негодяем.

И именно тогда, после этого «гадливого» жеста Сони Долохов и решает внушить увлеченному Наташей Анатолю идею о том, что Наташу можно увезти и обмануть фальшивым венчанием.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Vlada [03.06.2024 22:36] Vlada 5 5
До чего гадкий человек Долохов!

miroslava [04.06.2024 00:13] miroslava
Vlada писал(а):
До чего гадкий человек Долохов! 

Согласна полностью. Он хуже и гаже даже Анатоля. Анатоль подлый, но много чего делает просто по глупости, даже себе вредя. Он, например, искренне не понимает, что его фальшивое венчание с Наташей закончится для него судебным разбирательством и осуждением за двоеженство. Тогда это было серьезное преступление. А вот Долохов умный. Он знает все последствия и подставляет своего приятеля под уголовное преследование без малейших колебаний. Сам-то он в случае суда над Анатолем за двоеженство сумел бы вывернуться от обвинений в соучастии, не сомневаюсь.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
miroslava: Софья Андреевна Толстая – женщина, не бывшая счастливой в роли «плодовитой самки», часть 1 miroslava: Хозяйственные «таланты» Николая Ростова в эпилоге романа «Война и мир», ч.1 miroslava: Семейная жизнь Марьи и Николая в эпилоге романа «Война и мир» miroslava: Мое отношение к образу княжны Марьи в романе «Война и мир»

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
08.07.24 01:18 Военная карьера Анатоля Курагина в романе Толстого "Война и мир" 
Читая роман, я обратила внимание на то, что из всех мужчин-героев романа, которые были военными, лишь одного Анатоля Курагина писатель ни разу не показал на поле боя.
12.07.24 00:35 Еще несколько замечаний по образу Сони Ростовой в романе Толстого «Война и мир» 
Еще несколько замечаний по образу Сони Ростовой в романе Толстого «Война и мир»



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение