Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 94Автор: AllegraПодписатьсяw

Стальное кружево. Железнодорожный мост через реку Форт

Обновлено: 06.02.16 23:13 Убрать стили оформления

 

 

 

 

 

В 2015 году исполнилось 125 лет чуду инженерной техники - мосту через залив Ферт-оф-Форт

Когда-то это был знаменитейший мост, кажется, первый мост консольно-балочной системы; он приводился в пример во всех атласах, схема его висела в нашей лаборатории: «Фортский мост в Шотландии. Триумф техники XIX века». До сих пор он производил впечатление своей мощью.

Легкий, светлый новый мост висел на тонких трубах, которые казались нитями, он был паутинно натянут над блеском воды, вместо мощности в нём была невесомость; он поражал не сложностью, а простотой. Инженерная мысль, расчеты, формулы – все было спрятано, сведено в минимум линий, и те казались лишь рисунком.

Ничего не могло быть проще, изящней, чем новый мост. Плавный выгиб его выглядел законченным совершенством.

Гранин Д.А. Примечания к путеводителю: Два моста. – Неожиданное утро. – Л.: Лениздат, 1970

Река Форт, впадая в Северное море, размыла себе длинное и широкое устье, похожее на фьорд. Этот залив так и называется – Ферт-оф-Форт (Firth of Fort).

В XIX веке, когда началось массовое строительство железных дорог в Шотландии, устья рек Форт и Тэй очень мешали прокладке железнодорожных путей от Эдинбурга до Абердина. Идей было много – прорыть туннель, проложить мост.

В 1865 году парламент утвердил строительство моста в узкой части залива, возле деревушки Куинсферри. Через восемь лет, консорциум из 4-х железнодорожных компаний поручил инженеру Томасу Баучу проектирование железнодорожного моста.

Архитектор предложил построить подвесной мост с двумя пролетами длиной 480 метров каждый. Из-за задержки в финансировании, строительство откладывалось, и к 1879 году начали устанавливать всего лишь одну опору.

На тот момент Бауч, вернее – сэр Томас Бауч, уже получил рыцарское звание за строительство железнодорожного моста через Тэй. Увы, 28 декабря 1879 года штормовой ветер разрушил центральный пролёт, и поезд с 75-ю пассажирами, в числе которых был зять самого Бауча, рухнул в ледяную воду. Все погибли. Бауча тут же отстранили от проекта, и он не пережил позора, сердце не выдержало.

К проекту моста через Форт повысили требования – мост не должен вибрировать, даже если по нему идет состав.

Через несколько лет инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бейкер предложили новый проект консольного моста, который парламент и принял в июле 1881 года.

Бенджамин Бейкер усомнился в пригодности чугуна к строительству такого сооружения, как большепролетный мост, подверженный динамическому воздействию значительных ветровых нагрузок. Инженер отказался от чугуна и кованого железа, и выбрал сталь. Для не специалистов сталь и есть железо, но отличия есть, и очень существенные. Сталь – это сплав железа с углеродом, и в зависимости от содержания углерода существенно меняются свойства стали. В 1865 году изобрели мартеновскую печь, качество стали повысилось, так что она годилась для такого рода конструкций.

Вооружившись опытом американского инженера Джеймса Идса, по проекту которого был построен и успешно эксплуатировался первый стальной мост через Миссисипи, Фоулер и Бейкер в 1882 году приступили к строительству, и к концу 1885 года была завершена подготовка фундамента для подводных опор.

В 1886 году начали строить опоры моста, на которые ушло неслыханное количество стали – 54 860 тонн, произведённых на двух сталелитейных заводах Шотландии и одном в Уэльсе. В Глазго было изготовлено 6,5 млн. заклёпок общим весом 4 267 тонн. Центральный пролёт был закончен 14 ноября 1889 года.

Генеральное испытание состоялось 21 января 1890 года. С южной стороны на мост въехали одновременно два поезда длиной по 300 м. Два локомотива весом по 72 тонны тянули по 50 вагонов, общий вес каждого поезда составлял 900 тонн. Испытания показали, что структурные смещения были в заданных пределах.

Торжественная церемония открытия моста была проведена 4 марта 1890 года принцем Уэльским (будущий Эдуард VII). На церемонии присутствовали Бенджамин Бейкер и Гюстав Эйфель. Металлические ажурные конструкции моста действительно чем-то напоминают Эйфелеву башню, хотя металла на него пошло в 10 раз больше.

Общая стоимость проекта составила 3,2 миллиона фунтов стерлингов и 57 человеческих жизней. Еще восьмерых спасли с лодок, которые дежурили под мостом на протяжении всего строительства.

 

Немного сухих цифр:

Мост имеет три основные опоры высотой 100,6 м, центральная из которых находится у острова Инчгарви, в центре залива. Консоли, собранные из труб диаметром 3,6 м поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной 106,7 м, что делает суммарное расстояние пролёта равным 521,3 м – с таким показателем мост через Ферт-оф-Форт некоторое время был самым длинным мостом в мире.

Расстояние между опорами составляет 582,8 м, между крайними быками – 1630,7 м. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 м над уровнем воды в прилив.

С юга к консольной части моста подходит виадук из 10 пролётов по 51,2 м, с севера – из 5 пролётов.

В конструкцию моста входят столько ажурных элементов, что на снимках все они сливаются в сплошное стальное кружево. Решетчатые фермы пересекают несущие трубы во всех направлениях, и кажутся декоративными украшениями. На самом деле все элементы хитроумно взаимодействуют между собой, распределяя усилия кручения, изгиба и растяжения-сжатия.

По соседству с Форт-Бридж в 1964 году королева Елизавета II открыла еще один мост – автомобильный подвесной с длиной центрального пролета 1 км. Два моста создают поразительный контраст, хорошо заметный с пешеходной дорожки в городе Саут-Куинсферри.

 

Интересные факты

 

1) Сегодня этот мост нам кажется шедевром промышленного дизайна. Но в те времена многие бы поспорили с этим. Открытие моста сопровождалось дискуссиями о его эстетической составляющей – поэт и художник Уильям Моррис назвал мост «верхом уродства».

 

2) Мост запечатлен на 20-фунтовой банкноте.

В правом верхнем углу банкноты напечатано фото, обошедшее в то время все газеты – три человека демонстрируют принцип работы консоли.

 

 

3) На протяжении более 120 лет, начиная с момента его постройки, шотландцы непрерывно красили мост, длина которого составляет 2,5 км. Не успевала высохнуть краска на одном конце объекта, как на другом начинала образовываться ржавчина.

В Великобритании выражение «красить мост Форт» стало эквивалентом наших фразеологизмов «Сизифов труд» и «носить воду в решете».

В 2012 году, благодаря новому составу специальной краски, процесс бесконечной покраски был прерван, по крайней мере, на 25 лет. Было затрачено 240 тыс. литров эпоксидной краски, с помощью которой около полутора тысяч маляров покрыли тремя слоями 230 тыс. кв. м стальных конструкций.

06.02.2016                                                                                                  Allegra

 

Источники:  1,  2,  3,  4.

и материалы Википедии

Все фото принадлежат их авторам

 

 

 

 



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Nelita Arven [17.02.2016 22:25] Nelita Arven 5 5
Очень интересная и познавательная статья, ранее не слышала об этом мосте, буду теперь знать, какой он красивый и во всех отношениях необычный!

Allegra [17.02.2016 22:35] Allegra
Я рада, что вам понравилась такая техническая статья.
В Шотландии так много красивого и необычного - природного и рукотворного! Ну я фанатик, что с меня взять

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Настёна СПб : Ричард, король Англии Настёна СПб : Грозный и Анна Васильчикова Настёна СПб : "Сын" Ивана Басманова Sad Memory : Вышивка

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение